
Информация о проведении оперативно-профилактических мероприятий «Твой выбор» по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет.
Деструктивное поведение — форма активности личности, связанная с разрушением субъектом структур, как «составляющих» его (организм), так и заключающих его в «себе» (общество). В зависимости от определенных ситуационных, социокультурных и индивидуально- психологических факторов деструкция может быть направлена человеком на самого себя или вовне, выступать в виде импульсивного, неосознанного, рефлекторного или сознательного, расчетливого поступка.
Профилактика деструктивного поведения основана на социализации несовершеннолетних, формировании у них нравственных качеств субъектов социальных отношений. Институтом социализации детей является семья и образовательная среда, где закладываются идеалы и базисы, из которых формируется дальнейшее мировоззрение, морально-этические ориентиры и общая направленность поведения.
НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПРИЗНАКОВ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
проинформировать заместителя директора по ВР;
привлечь родителей (законных представителей) несовершеннолетнего и определить единую воспитательную стратегию;
сообщить о признаках противоправных деяний несовершеннолетнего администрации образовательной организации для принятия решения об информировании сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел.
ОСНОВНЫЕ ОПАСНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
КОММУНИКАЦИОННЫЕ РИСКИ
кибербуллинг (интернет-травля, преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет- сервисов; публикация и рассылка контента интимного характера). Меры помощи подростку, подвергшемуся кибербуллингу:
- психологическая поддержка педагогом и родителями;
- изменение настроек приватности профиля подростка в соцсетях (убрать личную информацию, закрыть аккаунт от посторонних людей);
- создание новой учетной записи для подростка с измененным именем и фотографией профиля, чтобы обидчик не смог продолжить травлю;
использование сети Интернет для вовлечения несовершеннолетних в совершение действий, представляющих опасность для их жизни и здоровья (суицидальные сайты; форумы потенциальных самоубийц; сайты, вовлекающие в участие в опасных играх; наркосайты; сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм); сайты, пропагандирующие экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, секты).
Этапы вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы:
- предоставление ложной информации (соответствующий тематический материал в сети, фото-, видеоинформация);
- общение, взаимодействие с вербовщиком сети - исполнение подростком указанных вербовщиком действий - попадание в зависимость;
-«незнакомый друг» в социальных сетях (прямые угрозы жизни и здоровью подростка от незнакомцев, предлагающих личные встречи);
-груминг (установление дружеского и эмоционального контакта с подростком в сети Интернет для его дальнейшей сексуальной эксплуатации);
-киберсталкинг (преследование подростка переходит из виртуального мира в реальный).
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
выстроить конструктивное взаимодействие с подростком и его родителями (законными представителями), иными значимыми для подростка лицами, мнение которых для него важно;
выявить проблемы, особенности развития и потенциала несовершеннолетнего;
обеспечить постоянную поддержку подростку в направлении позитивных изменений;
организовать специализированную комплексную помощь в процессе индивидуального сопровождения;
оказать индивидуальную помощь в развитии социальной компетентности через вовлечение подростка в различные мероприятия (учебные, воспитательные, трудовые, общественно-полезные, спортивные и др.);
обеспечить поддержку подростка социальной группой несовершеннолетних (одногруппники), имеющей позитивные социальные цели (применяется только при исключении возможности вовлечения других подростков в деструктивную деятельность)
организовать взаимодействие специалистов с семьей несовершеннолетнего по его сопровождению; а также при необходимости работу по коррекции детско-родительских отношений.
Главная цель — переключить внимание и активизировать положительные качества и внутренний потенциал подростка, мотивировать его на социально-позитивное и законопослушное поведение.
Ведущим видом деятельности подросткового возраста является интимно- личностное общение с ровесниками, в котором происходит практическое освоение моральных норм и ценностей, формируется самосознание. Участвуя в неформальных молодежных группах деструктивной направленности, подросток стремится к удовлетворению потребностей в общении и признании. Важной составляющей воспитательной деятельности педагога является мотивирование обучающихся к участию в молодежных объединениях.
Важно, чтобы воспитательная работа с несовершеннолетними обучающимися была направлена не только на устранение последствий деструктивных действий, но и на предотвращение возникновения деструктивного поведения несовершеннолетних - формирования благоприятного психологического климата в обучающемся коллективе: безопасности, взаимопомощи, принятия иной точки зрения и- обучение правилам безопасного поведения в сети Интернет.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ
1.Знание и соблюдение действующих в образовательной организации: порядков реагирования(информирования) в случае выявления чрезвычайной ситуации с несовершеннолетними с признаками деструктивного поведения; рекомендаций об организации профилактической работы, выявления деструктивного поведения у обучающихся, проведения индивидуальной работы с подростками «группы риска».
2.Выработка общей позиции «родители-педагоги». Изменения в поведении, привычках, характере подростков нельзя не заметить, если наблюдать за их поведением и дома, и в техникуме. В рамках родительских собраний с привлечением педагога- психолога рекомендуется представлять информацию об особенностях психоэмоционального состояния подростков в конкретный возрастной период, о возможных деструктивных проявлениях в среде несовершеннолетних в виртуальном пространстве, о способах обеспечения безопасности подростков. Проведение совместных мероприятий с родителями и обучающимися способствует гармонизации детско-родительских отношений.
3.Организация процедуры урегулирования в случае выявления фактов травли (буллинга). В указанном случае используют медиативные технологии для разрешения конфликта, восстановления отношений, доверия, а также материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве.
4.Привлечение специалистов. В работе по предупреждению деструктивного поведения педагогу помогут специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представители ведомств, обеспечивающих выявление негативного влияния на несовершеннолетних в сети Интернет.
5.Информирование обучающихся о службах помощи. Оформление информационных стендов, представление актуальной информации обучающимся и их родителям (законным представителям) о работе служб экстренной психологической помощи, детского телефона доверия.
6.Организация воспитательной работы, в том числе патриотических, военно-патриотических мероприятий, организация участия подростков, находящихся в «группе риска» и потенциально способных приобщиться к криминальной субкультуре, в деятельности военно-патриотических клубов, спортивных молодежных организаций. Важно сформировать у подростков внутреннее убеждение в том, что поставленные перед ними цели и задачи являются их собственными, достижение и решение этих задач отвечает их интересам, дать возможность почувствовать себя значимым для общества, для общего дела.
7.Проведение беседы, открытого разговора. При проведении бесед с обучающимися важно учитывать, что прямые вопросы и акцентирование с первых минут разговора внимания подростков на проблеме (например, «АУЕ») может вызвать у них обратную реакцию — разговор будет воспринят как реклама субкультуры.
В ХОДЕ БЕСЕДЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПЕДАГОГУ РЕКОМЕНДУЕТСЯ
основной упор сделать на установление психологического контакта; проявить полное знание обсуждаемой темы, терпение, настойчивость, доброжелательность, иначе можно спровоцировать у подростков эмоциональный дискомфорт, недоверие и агрессию; поддерживать позитивные суждения, вселять веру в свои силы, в возможность благоприятных жизненных перспектив; помнить, что запретительные меры малоэффективны (введение запрета заставит подростка замкнуться в себе, стать более скрытным, охраняющим групповые «ценности», что еще больше сплотит группу несовершеннолетних с девиантным поведением); раскрыть пагубность и бесперспективность противоправного поведения, подкрепляя хорошо известными фактами (можно предложить подростку встать на место жертвы преступления и с этой точки зрения оценить справедливость и логичность криминальной субкультуры); обеспечить осознание обучающимися степени риска противоправного поведения и суровости ответственности за совершенное преступление (привести примеры деструктивного манипулирования, спровоцировавшие психологический срыв у подростка, повлекшие причинение вреда здоровью себе и/или окружающим, совершение преступления)
провести совместный с подростка критический анализ негативного контента, «друзей и товарищей», идеализирующих криминальный образ жизни
После проведения беседы важно обязательно фиксировать реакцию обучающихся, наблюдать за изменением в их поведении.
КУДА СООБЩИТЬ ОБ ОПАСНОМ КОНТЕНТЕ И ОБНАРУЖЕННОЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ ПОДРОСТКА
В случае выявления опасного Интернет-ресурса, а также если несовершеннолетний обучающийся сообщил информацию о других подростках, которые играют в опасные квесты, входят в сомнительные сообщества в социальных сетях, сообщите об этом!
Полиция России: 02 (102, 112)
Роскомнадзор: https://eais.rkn.gov.ru/feedback/
Автономная некоммерческая организация: «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» https://www.cism-ms.ru/ob-organizatsii/
Ассоциация«Лига безопасного Интернета»: http://ligainternet.ru/hotline/
тел.: 8 800 700 5676
КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ
Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно):
https://telefon-doveria.ru/about/
тел.: 8-800-2000-122
Линия помощи «Дети Онлайн» – служба телефонного и онлайн-консультирования оказывает психологическую и информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в сети Интернет
http://detionline.com/
тел.: 8 800 25 000 15
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
С родителями будут проведены профилактические беседы, направленные на недопущение совершения правонарушений и преступлений, с разьяснением административной и уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, предусмотренной законодательством РФ.


