
«Если человек - существо словесное, то, значит, и словарное».
М. Н. Эпштейна

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме.
На уроках у учащихся появляется потребность в обращении к словарям и навыкам работы с ними, способности извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач. Важнейшим компонентом процесса развития языковой личности является формирование умения пользоваться словарями как источником знания и средством саморазвития. Несомненным является тот факт, что словари играют неоценимую роль в процессе обучения.


Использование словарей в качестве справочного и учебного пособия дает учителю возможность применять их как на различных уроках, так и на разных этапах урока.
Лингвистические словари могут быть также использованы при объяснении непонятных и трудных слов на уроках литературы, на различных дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях. Главное заключается в том, чтобы выработать у учащихся потребность в необходимых случаях обращаться к справочной литературе, научиться самостоятельно добывать новые знания.



Научить учиться со словарями можно при новом подходе их использования в школе, тем более что современные словари – на бумажных и электронных носителях – позволяют решать комплексные задачи в урочной и внеурочной образовательной деятельности.
20 ноября в День словаря прошли выставки словарей, в том числе с использованием интернет-пространства, на которых учащиеся и педагоги познакомились и с проверенными временем словарями и энциклопедиями, и с новейшими словарными изданиями.

В ходе проведенных мероприятий учащиеся поняли:
• какие виды словарей существуют;
• в каких формах словари существуют;
• по каким признакам словари систематизированы;
• как словари могут быть использованы в учебе, работе и повседневной жизни
Потенциальные возможности работы со словарями в школе огромны, вот почему методика использования словарей в учебном процессе чрезвычайно важна.
22 ноября, в день рождения В.И. Даля, в школе прошло мероприятие посвященное Владимиру Далю, как символу отечественной лексикографии, и вопросам формирования и развития культуры пользования словарями.
